Инновационные технологии в ДОУ

Инновационные здоровьесберегающие технологии "Играем и оздоравливаемся" с использованием тренажеров дыхания "БОС-здоровье" 

Статья подготовлена старшим воспитателем

Назаровой Е.В.

 

 

 

Игра – важнейший вид детской деятельности, путь детей к познанию мира. В детском возрасте игра является важнейшим средством образовательного и воспитательного процесса.

 

В основе использования тренажеров биологической обратной связи (БОС) лежит методика диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) – дыхания по Сметанкину, которое помогает научить ребенка сохранять и укреплять свое здоровье.

 

Инструкция по проведению дыхательной гимнастики следующая: на легком вдохе через нос ребенок надувает живот как шарик с последующим плавным переходом на равномерный и продолжительный выдох; на выдохе ребенок возвращает живот в исходное положение как будто «сдувает» его как шарик. Вдох ребенок делает через нос, коротким и «вкусным», как будто он вдыхает аромат цветов, а длительный выдох делает спокойным через слегка приоткрытый рот, словно под его воздействием маленький бумажный кораблик постепенно отправляется в плаванье. Дыхание свободное, как песня.

 

Техническая оснащенность БОС позволяет оценить уровень здоровья с помощью регистрации дыхательной аритмии сердца (ДАС). ДАС – это разница пульса (частоты сердечных сокращений) на вдохе и выдохе. ДАС определяет качество взаимной работы двух основных систем: сердечно-сосудистой и респираторной. Необходимым условием реализации технологии БОС на занятиях в ДОУ является включение игры с целью повышения мотивации воспитанника.

 

В компьютерной программе «Дыхание» игровые занятия «БОС-здоровье» продолжительностью от 7 до 12 минут содержат чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты.

 

В периоды работы полностью включен механизм биологической обратной связи по зрительному и звуковому сигналам, благодаря которым ребенок может в игровой форме увидеть и услышать, как работает его сердце под контролем дыхательных движений. Например, игровой сюжет «Вертикальное закрашивание забора» продолжительностью 2 минуты, когда невидимая кисточка на доске забора начинает подниматься вверх (сигнал о том, что пульс учащается), ребенок делает вдох по вышеуказанной инструкции. Когда кисточка на последующей доске забора следует вертикально вниз (знак о том, что пульс становится реже), ребенок плавно по инструкции переходит на продолжительный равномерный выдох. Таким образом, перед ребенком встает задача подстроить свое дыхание под движение кисточки на заборе. Как показывает опыт, учитывая игровое содержание сюжета, задача выполняется легко, успешно и без принуждения.

 

 

 

На основе поступающей с помощью БОС информации о взаимной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, у ребенка формируется навык управления своим ДАС и психофизиологическими параметрами организма.

 

Применение игры также является базой инновационной технологии Александра Сметанкина «Играем и оздоравливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.

 

Учебно-электронные пособия («Здоровая математика», «Здоровая азбука», «Окружающий мир») дают возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту. Длительность одного дыхания 5 секунд, из которых вдох составляет 1,5 секунды, а выдох – 3,5 секунды. Дидактический материал открывается на экране компьютера или телевизора в заданном ритме на фоне игровых сюжетов. Материал представлен в соответствии с образовательной программой обучения и воспитания в ДОУ.

 

Например, ребенок знакомится с элементарными математическими понятиями «высокий и низкий» по схеме игрового сюжета «Закрашивание»: когда на экране монитора слева полоска поднимается вверх, ребенок делает вдох. Как только широкая полоска начинает двигаться слева направо, по принципу выделения части из целого все предметы, стоящие слева закрашиваются, за исключением ключевого объекта – «высокого дерева», и диктор произносит «дерево высокое», а малыш делает выдох. Это первое дыхание. На втором дыхании по аналогичному принципу изучается понятие «низкий», и соответствующее изображение «дерево низкое» выделяется на экране справа. Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребенок, заинтересованный с помощью игрового компонента технологии, самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что ведет к складыванию и совершенствованию благоприятного фона для изучения и закрепления материала. В рамках основной программы ДОУ применение инновационной технологии Сметанкина  помогает организовать подготовку к школьному обучению на высоком уровне без потери здоровья,  и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игровые ситуации.

В нашем детском саду по технологии "БОС-здоровье" занимаются дети старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю по подгруппам во второй половине дня.




Презентация "БОС - здоровье"  загрузить файл

Договор с родителями на проведение занятий загрузить файл